
О противодействии преступлениям, совершаемым с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Хищение, совершенное с использованием современных информационно-коммуникационных технологий является общественно опасным деянием, причиняющим значительный имущественный вред гражданам. Наблюдается значительный рост преступлений, связанных с хищением денежных средств у физических и юридических лиц из банков и иных кредитных организаций, совершаемых в виде дистанционного мошенничества.
Злоумышленники используют разные способы обмана людей в интернете от спама до создания сайтов-двойников. Они преследуют цель - получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. У потерпевших похищаются денежные средства под предлогом совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы поврежденных данных о банковских вкладах, либо путем введения их в заблуждение. При этом зачастую злоумышленники представляются банковскими работниками или представителями правоохранительных органов.
В подавляющем большинстве случаев преступники используют следующие основные схемы обмана. Так, злоумышленник звонит или отправляет смс-сообщение на телефон, сообщая что банковская карта или счет мобильного телефона потерпевшего заблокированы в результате преступного посягательства, и затем представляясь сотрудником банка или телефонной компании, предлагает набрать комбинацию цифр на мобильном телефоне или банкомате для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счет преступника.
Может поступить звонок от «сотрудника» службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счета абонента на счет мошенника.
Потерпевший заказывает товар через сеть Интернет, оплачивает его путем перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получает заказ. В таких случаях важно быть внимательным и не использовать непроверенные сайты, в том числе сайты-двойники.
При возникновении подобных ситуаций необходимо оперативно самостоятельно связаться с оператором банка, сотовой связи с целью блокировки карты, номера телефона, отключения услуг и т.д. Данные действия способствуют незамедлительному установлению злоумышленника и предотвращению совершения преступления.
Важно помнить! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать реквизиты Вашей карты включая CVV-код.
Исключите разговоры с неизвестными лицами по поводу состояния Ваших банковских счетов. При необходимости получить кредит или воспользоваться иными банковскими услугами обращайтесь непосредственно в офисы банковских организаций или пользуйтесь официальными сайтами и приложениями проверенных банков.
Противодействие преступлениям, совершенным с использованием информационно-коммуникационных технологий
Противодействие преступлениям, совершенным с использованием информационно-коммуникационных технологий, является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.
Они посягают на права личности, создают угрозу национальной безопасности, причиняют имущественный ущерб гражданам, коммерческим структурам и бюджетной системе государства.
Как правило, данные преступления совершаются с территории других регионов России и в основном как в отношении граждан, предпенсионного и пенсионного возраста от 45 до 65 лет, так и более молодого возраста, в том числе детей.
Среди факторов, характеризующих активность преступников на данном направлении, можно выделить отсутствие непосредственного контакта с жертвой, свободное размещение информации самого различного свойства, в том числе криминального, доступ к ней неограниченного круга лиц и простоту ее сбора, анонимность пользователей, трансграничный характер информационно-телекоммуникационных сетей, возможность в этой связи охвата широкой аудитории и многие другое.
Не меньшее влияние в данной области оказывает активное развитие новых форм платных услуг и сервисов, а равно использование при расчетах цифровых средств платежей в отсутствие надлежащего государственного контроля и нормативного регулирования в «виртуальной» среде.
Такие преступления легче предотвратить, чем установить злоумышленников, которые с развитием информационных систем изобретают новые методы хищений денежных средств с использованием банковских карт, Интернет-магазинов, SMS-рассылок, лотерей, сайтов знакомств и брокерских контор. Чтобы не стать жертвой посягательств в сфере информационно-коммуникационных технологий, следует знать схемы совершения таких преступлений.
Главный признак звонка от злоумышленника – вызов с незнакомого номера, на аватарке у которого может стоять официальный логотип компании или государственного органа. Чаще всего мошенники притворяются сотрудниками ПАО «Сбербанка», ПАО «ВТБ», Центрального банка РФ, МВД РФ, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ и пенсионным фондом. При осуществлении вызова со стороны «сотрудников банка» злоумышленник будет рассказывать, что от имени клиента зарегистрирована заявка на смену доверенного номера или на оформление кредита. В случае МВД – собеседника могут обвинить в совершаемом им преступлении из-за переводов денежных средств в недружественные страны. «Специалисты» банка России будут убеждать собеседника срочно застраховать «единый лицевой счет» и иные счета, находящиеся в собственности клиента, а также осуществить перевод денежных средств на «безопасные счета».
При звонках пожилым гражданам злоумышленники представляются их родственниками и под предлогом совершения ими дорожно – транспортного происшествия, похищают денежные средства, за которыми как правило приезжают «курьеры», которые могут представляться помощниками следователей и сотрудников прокуратуры.
Другие злоумышленники могут осуществлять звонки и предлагать вкладывать денежные средства путем инвестирования в различные акции компаний и предприятий, таких как ПАО «Газпром», АО «Тинькофф банк», а также принять участие в покупке различной иностранной валюты, в том числе цифровой, на иностранных биржах и иных торговых площадках.
Кроме того, зафиксированы случаи, когда мошенники блокируют доступ в личный кабинет банковского учреждения, путем неверного ввода пароля к нему. В дальнейшем связываются с гражданином, представляются сотрудниками указанных кредитных организаций, сообщают сведения о том, что якобы зафиксированы случаи несанкционированного доступа к личному кабинету пользователя, который буду введенный в заблуждение предоставляет последним свои персональные данные, либо самостоятельно осуществляет переводы денежных средств на указанные последними якобы безопасные банковские счета.
В связи с изложенным, ни при каких обстоятельствах нельзя переходить по сомнительным интернет-ссылкам, сообщать третьим лицам остаток денег на счетах, банковских картах, их номера, сроки действия, CVC/CVV-коды с оборота карт и из СМС-сообщений, приходящих с сервисных номеров банков.
В случае поступления сомнительных звонков, подозрительных сообщений необходимо прекратить диалог и обратиться в полицию. Преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий квалифицируются по ст.ст. 158 и 159 УК РФ.
С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
Приказом Минздрава России от 11.04.2025 № 193н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи:
- при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой;
- при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами или их законными представителями.
Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий в экстренной форме осуществляются в сроки от 30 минут до 2 часов с момента поступления запроса на проведение консультации (консилиума врачей) в консультирующую медицинскую организацию и от 3 до 24 часов с момента поступления запроса в консультирующую медицинскую организацию при проведении консультации (консилиума врачей) с применением телемедицинских технологий в неотложной форме.
С введением с 1 сентября 2025 года указанного приказа утратит силу аналогичный приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н.
Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя
Обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно в двух формах: в порядке подчиненности, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) и судебном порядке, регламентированным законодательством об административном судопроизводстве.
В порядке подчиненности жалоба подается вышестоящему должностному лицу – руководителю судебного пристава.
Так, жалоба на действия судебного пристава-исполнителя подается начальнику территориального отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (далее – УФССП России по Кировской области). В случае обжалования действий старшего судебного пристава или действий судебного пристава-исполнителя, утвержденных старшим судебным приставом, жалоба подается главному судебному приставу по субъекту Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 15, статьи 122 Федерального закона № 229-ФЗ, жалоба подается не позднее 10 дней со дня, когда пристав совершил обжалуемые действия либо вы узнали или должны были узнать, что пристав их совершил – если пристав вас не извещал о том, когда и где он будет совершать соответствующие действия.
Таким днем может быть, к примеру, день ознакомления с материалами исполнительного производства.
Сам отсчет нужно начать со дня, следующего за таким днем (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 123 Федерального закона № 229-ФЗ подать жалобу можно как непосредственно начальнику, так и через пристава, чьи действия обжалуются. В этом случае пристав самостоятельно направит жалобу своему руководителю.
Помимо этого, решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом следует помнить, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Неформальная занятость как угроза социальной защищенности граждан
Одной из ключевых задач контролирующих и надзорных органов является пресечение неформальной занятости и обеспечение легализации трудовых отношений.
Работая без заключения официального трудового договора, гражданин рискует столкнуться с множеством проблем.
Отказ от оформления официальных трудовых отношений практически лишает работника социальной защиты и правовых гарантий: в случае несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или инвалидности он теряет право на выплаты по временной нетрудоспособности, страховые выплаты и компенсацию расходов на лечение и реабилитацию.
Также он лишается возможности получать оплачиваемые больничные, оформлять декретные и выплаты по уходу за ребенком, а также пособия по безработице и выходного пособия при сокращении штата.
Кроме того, без официального трудоустройства невозможно получить налоговые вычеты за жилье, обучение или лечение, а накопленный период работы не идет в пенсионный стаж, что в будущем скажется на размере пенсии.
Поэтому для работника важно стремиться к официальному оформлению и заключению трудового договора, в котором ясно прописаны все условия, в том числе о заработной плате.
Работодатели также должны быть заинтересованы в официальном трудоустройстве работников, поскольку нарушение правил оформления трудовых отношений работодатели могут быть привлечены к административной ответственности, установленной частями 4 и 5 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
За повторное нарушение требований законодательства к оформлению трудовых отношений должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 до 3 лет, индивидуальный предприниматель получит штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей, а организация – от 100 до 200 тысяч рублей.
При этом за использование «серых» схем оплаты труда работодателю грозит уголовное преследование по статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, санкцией которой предусмотрено, в том числе, наказание в виде лишение свободы на срок до 2 лет, а при квалифицированном составе – до 5 лет.
Установлен запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ, услуг
Федеральным законом от 07.04.2025 № 69-ФЗ в статью 16 Закона «О защите прав потребителей» внесены изменения, согласно которым продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде.
Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату до заключения основного договора.
Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение такого согласия за потребителя.
Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).
Закреплено право потребителя отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены – потребовать от продавца возврата уплаченной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги).
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Правила поведения детей на водоемах
В связи с наступлением летнего периода прокуратура обращает внимание родителей на необходимость предупреждения опасных ситуаций во время отдыха на водоемах.
Одной из причин гибели детей на воде является отсутствие контроля со стороны взрослых сопровождающих. Часто дети уходят купаться на водоемы в компании своих сверстников, которые не способны оказать необходимую помощь утопающему.
Еще одной из причин гибели детей на водоеме является купание в местах, не оборудованных под эти цели.
Необходимо соблюдать следующие правила:
- не нырять при недостаточной глубине водоема, при необследованном дне (особенно головой вниз), при нахождении вблизи других пловцов;
- прежде чем войти в воду, сделать разминку, выполнив несколько легких упражнений;
- входить в воду постепенно, убедившись в том, что температура воды комфортна для тела (не ниже установленной нормы);
- во избежание перегревания использовать на пляже головной убор;
- не допускать ситуаций неоправданного риска и шалостей на воде.
Категорически запрещено купание детей, в том числе на надувных матрацах, камерах и других плавательных средствах, без надзора взрослых.
Во избежание несчастных случаев с детьми, каждый обязан:
- строго контролировать свободное время своих несовершеннолетних детей;
- разрешать купание на водоемах только в присутствии взрослых и в специально отведенных местах;
- довести до сведения своих несовершеннолетних детей правила поведения на водоеме.
Категорически запрещается купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими знаками «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!».
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить трагедию.
Напоминаем, что в соответствии со ст.ст. 63, 65 Семейного кодекса Российской Федерации родители (законные представители) несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей.
Для родителей (законных представителей) не исполняющих свои обязанности, предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ, ст.ст. 109 156 УК РФ).
Принят закон об электронном документообороте и дистанционном участии в производстве по делам об административных правонарушениях
С 01.07.2025 вступает в силу Федеральный закон от 07.04.2025 № 59- ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», регламентирующий электронный документооборот и дистанционное участие в производстве по делам об административных правонарушениях.
В частности, согласно закону заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участником производства по делу об административном правонарушении в суд посредством Единого портала госуслуг, либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников производства по делам об административных правонарушениях и использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Разъяснен порядок подписания указанных документов. Законом предусмотрено участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции.
Кроме того, определен порядок извещения участников производства по делу об административном правонарушении, а также изготовления, вручения и направления процессуальных документов.
Введен реестр должников по алиментам
C 25 мая 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 29.05.2025 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», касающийся систематизации сведений о должниках по алиментным платежам.
Так, сведения о должниках по уплате алиментов (назначенных по реше6нию суда либо по нотариальному удостоверенному соглашению), которые привлечены к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей, а также объявленных судебным приставом в розыск, должны вносится в реестр должников по алиментным обязательствам.
Должников по алиментам будут информировать о включении сведений о них в соответствующий реестр должников, а также об исключении из него.
Данные сохраняются в реестре до полного погашения долга. Если обязательства выполнены, запись удаляется в течение суток. Исключение также происходит при прекращении производства — например, в случае смерти должника или признания его без вести пропавшим.
Указанный реестр будет формироваться Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации в открытом доступе на официальном сайте государственного органа.
Основания прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами
Статьей 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены основания прекращения и приостановления права на управление транспортными средствами, к которым относятся:
- истечение срока действия водительского удостоверения;
- выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;
- лишение права на управление транспортными средствами.
Прекращение действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами осуществляется в судебном порядке.
При наличии психического расстройства и расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ, вопрос о прекращении права на управление транспортным средством разрешается по административному исковому заявлению прокурора, возбужденному в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, право на управление транспортными средствами может быть ограничено в качестве временной меры, направленной на обеспечение явки по повестке военного комиссариата граждан для первоначальной постановки на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. В последующем указанная мера может быть отменена.
Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1191. Так, изъятое водительское удостоверение у лица, подвергнутого административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, возвращается по истечении срока лишения этого права, при условии успешного прохождения в подразделении Госавтоинспекции проверки знаний правил дорожного движения и наличия сведений об уплате наложенных на это лицо административных штрафов.
Кроме этого, в случае изъятия у лица водительског